УМ, -а́, м.
себе на уме
Толковый словарь Ожегова
Фразеологический словарь
Разг. Ирон.
1. кто. Скрытен, хитёр.
- Четвёртый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме, матушка (Шишков. Емельян Пугачёв).
2. Хитрость, скрытность (о выражении лица и т. п.).
Минуту оба смотрели друг на друга - Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме (Чехов. Чёрный монах).
Фразеология
кто быть
Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) умело скрывают свои мысли, чувства и намерения - обычно своекорыстные - от окружающих, от близких им людей. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х себе на уме.
неизм.
При подлеж. я, мы не употр.
Обычно в роли именной части сказ. или несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
За последние дни все как-то привыкли, что никто не только не скрывает своих взглядов, а, наоборот, навязывает их, обнажались характеры, открывались тайники, а тут - непонятный человек, поступки его неожиданны, он их не афиширует. Быть себе на уме, когда остальные распахиваются друг перед другом! В. Тендряков, Чрезвычайное.Охотно поддакивал отцу, а за душой таил другое, своё. Братья понимали, что Ефим себе на уме. В. Шукшин, Любавины.
А другая - ветошная, рвань-старушонка, да, как говорится, себе на уме <...>. Дождётся Маня большая этого праздника [пенсии] - сперва закупит чаю, сахару, крупы <...> и потом уже пропивает то, что останется. Ф. Абрамов, Пелагея.
Он и плут, и холуй, и шельма, и хозяина своего при этом ненавидит; человек со способностями, не лишён обаяния, себе на уме, в нём есть и что-то доброе, но и взятку примет не моргнув. Э. Рязанов, Неподведённые итоги.
Вообще Куник Глебову не нравился. Он был какой-то очень молчаливый, неприветливый, болезненный и себе на уме. Жил Куник одиноко <...>. Почему-то считалось, что он всегда нуждается в помощи и что он несчастен. Впрочем, было написано на скорбном, ссохшемся личике с неизменно сжатым ртом: "Я несчастен!" А в чём, собственно, ваше несчастье? Ю. Трифонов, Дом на набережной.
- Да он ещё не всё говорит... Они, старики-то, все такие: себе на уме. Мой-то родитель <...> был тем же миром мазан. Всё скрытничал. Г. Марков, Соль земли.
- Четвёртый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме, матушка. В. Шишков, Емельян Пугачёв.
Сослуживцы, людишки себе на уме, явные мещане, несмотря на портреты вождей в петлицах. М. Булгаков, Путешествие по Крыму.
культурологический комментарий:
"Выражение известно в русском языке с XVIII в. ср. также укр. сам собi на умi. Калька латинского оборота sibi in mente, употреблявшегося римскими писателями". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 748.) Образ фразеол. восходит к одной из древнейших - архетипических - форм осознания человеком целостности его личного, "своего" пространства.
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с предлогом "на" - с пространственным кодом. Компонент ум в образе фразеол. метонимически, по аналогии с головой, обозначает пространство, в котором происходит мыслительная деятельность человека; см. выражения брать/взять на ум, держать в уме и др., см. также в фольклоре: Держи на уме, коли есть на чём.
В образе фразеол. себе выражает смысл осуществления деятельности, направленной на утверждение самости, на удовлетворение собственных интересов. ср. ироничные пословицы и поговорки: Кто о ком, а мы о себе; Всякая рука к себе загребает; Рад другому, да не как себе.
Образ фразеол. воспринимается на фоне культурных установок, выраженных в фольклоре (Сам себе на радость никто не живёт; Самолюб никому не люб; Не всё для себя, ино [другое] место и для других и др.) и выступает как эталон, т. е. образец, скрытности, расчётливости в человеке.
автор:
М. Л. Ковшова
Сборник слов и иносказаний
Ср. Тебе нечего от меня скрывать: а то бы ты скрытничала; ты таки себе на уме. Наталья поглядела матери в глаза и подумала: "для чего же не быть себе на уме".
Тургенев. Рудин. 5.
Ср. Ты (Моргач) человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый.
Тургенев. Записки охотника. Певцы.
Ср. Даль, как говорится, себе на уме, смотрит невиннейшим и добродушнейшим человеком в мире; вдруг вы чувствуете, что вас поймали за хохол, когти в вас запустили преострые...
Тургенев. Критич. ст. 4. (Повести и пр. Казака Луганского.)
Ср. Начинает вдруг казаться, что этот улыбающийся человек, при всей его глупости, все-таки себе на уме, что он знает нечто больше, нежели можно ожидать от его простодушия.
Салтыков. Недоконченные тени. 4.
Ср. Он (писарь в остроге) - малый хитрый, очень себе на уме, но и не дурной человек.
Достоевский. Записки из Мертвого дома. 2, 7.
Ср. Он славный малый, но всегда себе на уме: хитрый, пронырливый, пролаз и крючок... но в сущности человек не без сердца...
Достоевский. Униженные и оскорбленные. 2, 5.
Ср. Пусть ты себе на уме, Бог тому заплатит, кто меня бедную обижает.
Фонвизин. Недоросль. 3, 5. Простакова.
Ср. Малороссийское: сам собi на умi.
Ср. Sibi in mente.
Учебный фразеологический словарь
Разг. Неодобр. Неизм. Скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей, намерений. С сущ. со знач. лица: сокурсник, сослуживец, сосед… себе на уме.
Этот человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый… (И. Тургенев.)
Этот молчит, стало быть, себе на уме… (А. Чехов.)
Зотов очень себе на уме, но порою очень бестактен. (И. Бунин.)
Поговорки
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Синонимы к слову себе на уме
прил., кол-во синонимов: 13
гусь лапчатый (45)
криворотый (2)
лукавый (53)
мошенник (144)
плутоватый (25)
продумчивый (2)
пройдоха (88)
с хитрецой (14)
с хитринкой (11)
скрытный (35)
хитрожопый (46)
хитрый (113)
хитрый как лиса (17)
См. хитрый...
История слов
СЕБЕ НА УМЕ.
В русских идиомах явственно обнаруживается аналитический процесс формирования грамматической категории, совмещающей в себе синтаксические функции наречия, имени прилагательного и категории состояния. Соответствующие идиомы играют роли наречия, имени прилагательного или категории состояния в зависимости от синтаксического употребления, от общего грамматического контекста высказывания. Сами по себе они аморфны, обозначая качество, которое может перейти в качественное состояние, или выражая состояние, которое может стать качественной характеристикой. Например, себе на уме: человек себе на уме; он себе на уме.
«Минуту оба смотрели друг на друга - Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме» (Чехов. Черный монах). «Действуя себе на уме, он сначала ни к кому не ходил, и его трудно было зазвать в гости» (Прыжов, с. 30). И. И. Давыдов в письме к А. А. Прокоповичу-Антонскому (от 9 января 1819) заметил о профессоре немецкой литературы фон Гауеншильде: «Это один из ученейших в лицее, тихий, но sibi in mente немец» (Русск. Архив, 1889, № 12, с. 546).
Понятно, что некоторые выражения могут одновременно по дводиться под несколько грамматических категорий, например, под категорию состояния, наречие и имя прилагательное. Выражения, которые способны выполнять функции обособленных прилагательных, не развивают значения времени. Они лишь тяготеют к категории состояния, но не сливаются с нею. Есть некоторая аналогия между ними и членными прилагательными в полупредикативном употреблении. Например, себе на уме: он себе на уме; он - малый себе на уме; это был человек себе на уме; с выражением лица себе на уме.
Ср. у Островского в «Доходном месте» (в речи чиновника): «Только он копию-то не отдал, себе на уме, а только показал». Выражения этого рода легко субстантивируются. Например, у Герцена в «Письмах из Франции и Италии»: «Если б хотели хорошенько всматриваться в события, скорее могли бы обвинить Русь петровскую в нашем себе на уме, которое готово обриться, переодеться, но выдержать себя и в этой перемене».
Ср. навеселе: «Навеселе он всегда был очень беспокоен, кричал, придирался к городовым и извозчикам, пел, неистово хохотал» (Чехов. Три года).
Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи (4 листка разного формата) с внесением некоторых необходимых поправок.
Выражение себе на уме упоминается также В. В. Виноградовым в статье «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (1946): «Семантическое единство фразеологического сращения часто поддерживается синтаксической нерасчлененностью или немотивированностью словосочетания, отсутствием живой синтаксической связи между его морфологическими компонентами. Например: так себе; куда ни шло; была не была; трусу праздновать; диву даться; чем свет; как пить дать; себе на уме (ср. у Чехова в "Скучной истории": "Умышленность, осторожность, себе на уме, но нет ни свободы, ни мужества писать, как хочется, а, стало быть, нет и творчества") и др. под.» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). - И. У.